О компании Новости Услуги Портфолио Статьи Контакты Форум

Реклама



Главная | Словарь терминов - А - Архитектура Индии

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


Архитектура Индии

- Около 3000 до н.э. город Мохенджо-Даро в долине Инда имел регулярную планировку; Это первая попытка человека создать урбанистические центры. Улицы планировались по сетчатой схеме, существовала определенная система использования земли. Здания были сложены из обожженного и необожженного кирпича, имели строго утилитарное назначение. В городах просторные покои окружали обустроенные внутренние дворики. В городскую канализационную систему поступали сточные воды из кухонь и многочисленных бань.
Во втором тысячелетии до н.э., после того, как города Индо-Гангской равнины пришли в упадок, высокоразвитое и стандартизированное искусство, основой которого был кирпич, уступило место ведическому периоду с его безымянными пастушескими поселениями, сооруженными из глины, тростника, бамбукака и других видов деревьев, произрастающих в долинах рек Сарасвати и Ганг. Несмотря на то, что до нас не дошли образцы строений ведического периода, о них можно судить по творениям буддийских скульпторов III и II веков до н.э.
Примерно в III - II веках до н. э. буддизм доминирующей религией в Индии становится буддизм. Кроме дерева, при строительстве зданий стал использоваться камень.
Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период:
ступа - монументальные постройки захоронений, чаитья - культовые залы и вихара - монастыри.
Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра). Строительство этих " удивительных пещер света " на скалистых склонах древними архитекторами оставило неповторимый след в индийской архитектурной традиции. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире.
В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов.
Архитектурные памятники эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в.
В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. "Парящие" храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) - примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые "северное" и "южное" направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха - Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Создается впечатление, что архитектурные формы в сущности представляют неотъемлемую част ландшафта. Стратегические соображения определили расположение города на местности, изобилующей выходящими на поверхность скалами и огромными валунами. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта.
Многочисленные набеги на Индию турок и афганцев после X века вызвали перемены в культурной, социальной и экономической жизни, буквально из этих руин родилась новая, свежая традиция мусульманского строительства в Индии.
Мусульманский султан Кутб-уд-дин-Айбак объявил себя правителем Дели и почти сразу же начал работу над древнейшей из сохранившихся на индийской земле мечетью Кувват-ул-Ускам, которая является центром знаменитого комплекса Кутб к югу от Нью - Дели.. Жажда строительства у Кутб-уд-дина вылилась в то, что каменные блоки, колонны и перемычки изымались из имевшихся неподалеку индуистских и джайнистских храмов и укладывались по периметру прямоугольного двора. Эти элементы использовались как составные части сооружаемой мечети на выбранном им участке. Впоследствии это явление получило название "археологический хаос".
Широкая строительная деятельность, развернувшаяся в последующие 500 лет, в основном вызывалась тщеславием правителей, которые постоянно возводили новые города, чтобы увековечить свои имена.
Совсем иной была архитектура на юге страны. Иноземцы-мусульмане хорошо знали технологию строительства в Персии. Они прибывали в Индию по морю, их опыт и знания оказали сильное влияние на архитектуру южной части Индии. Городами Агра и Дели, которые расположены на севере страны, номинально правили династии Саидов и Лоди. В этот период прочно утверждается доминирующее влияние мусульманской техники строительства с сооружением массивных, напоминающих киль корабля, куполов, которые возводились на многочисленных гробницах, выстроенных в Дели династией Лоди. Здания, построенные в этот период, превратили город в величественный некрополь.
Период Великих Моголов развития архитектуры Индии был обусловлен еще одним мусульманским нашествием. Бабур за четыре года заложил фундамент империи, которая имела неограниченную власть над большей частью Индии на протяжении последующих 300 лет.. В период правления Акбара персидские черты слились с индусскими и буддийскими традициями, в результате чего возник стиль столь же неповторимый и эклектичный, как сама личность Акбара. Наглядным примером служит гробница Хумаюна в Дели и многочисленные постройки в новой столице, возведенной Акбаром - Фатихпур - Cикри, а также гробница самого Акбара в Сикандре, г. Агра. Смешение индусского и мусульманского стилей привело к единству, которое объясняется использованием одинакового материала для строительства - красного песчаника, добывающегося на вершине гребня, на котором был возведен город. Эстетика урбанистической планировки была лишена условностей, что давало поразительные результаты: планировка города носит непринужденный характер, а непохожие друг на друга здания группируются вокруг дворцов и садов неправильной формы. Сын Акбара Джахангир не был выдающимся строителем, он предпочитал выражать свою индивидуальность в разведении многочисленных садов. Он также сменил величественный аскетизм песчаной архитектуры Акбара на изящество и блеск чистого и белого мрамора. Именно к этому материалу обратился преемник Джахангира Шах-Джахан.
Шах-Джахан стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре.
Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Империя Моголов продолжала существовать под ортодоксальным правлением сына Шах-Джахана Аурангзеба еще 60 лет. Однако в период его сурового правления не было создано значительных творений искусства или архитектуры, и с распадом империи Моголов очаги творчества вновь переместились в периферийные центры, например, в Оудх (ныне штат Уттар-Прадеш), где возник весьма вычурный стиль, более зависящий от прихотей правителя, чем от каких-либо архитектурных принципов.
Все изменилось с приходом англичан. Они были полны решимости строить на индийской земле точные копии сооружений греческого и готического стилей, а также возводить архитектуру эпохи ренессанса по рисункам и чертежам, присланным из метрополии. После провозглашения независимости в 1947г., премьер-министр Дж. Неру призвал к строительству подлинно индийской архитектуры. Вначале это привело к неудачным попыткам имитировать прошлое, что заставило Неру взять курс на жизнеспособный стиль современной индийской архитектуры и поручить французу Корбюзье построить город Чандигарх, новую столицу штата Пенджаб. Корбюзье проектировал город в виде взаимосвязанных секторов, причем, каждый сектор нес свою функциональную нагрузку. Он перевел на язык визуального восприятия формы неофактуренного бетона и свои знаменитые солнечные рассекатели, защищающие окна от солнца под различным углом. Особое внимание здесь уделялось рациональности, функциональности и экономичности. Корбюзье создал основы того, что сейчас принято называть современной индийской архитектурой.
Современное положение дел в индийской архитектуре характеризуется поиском новых направлений в различных частях страны. Во многих районах архитекторы начинают осознавать важность понимания местных условий и, как следствие, начинают строить здания современные, имеющие утилитарное назначение и не нарушающие существующее экологическое и эстетическое окружение.



<< назад   начало   вперед >>