О компании Новости Услуги Портфолио Статьи Контакты Форум

Реклама



Главная | Словарь терминов - А - Архитектура возрождения

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


Архитектура возрождения

- В течение 14 в. в Италии ощущался дух перемен. Если готика была чужда мировосприятию итальянцев, то Возрождение зародилось именно на классической почве Италии. У этой эпохи великих открытий были две особенности, оказавшие влияние на архитектуру. Возросший интерес к земной жизни человека поощрял стремление людей собственными делами добиваться известности среди современников. Ключевой идеей архитектуры возрождения стало возрождение античности. Человек Возрождения стремился освоить классические формы и использовать их для решения художественных проблем своей эпохи.
Флоренция. Филиппо Брунеллески (1377-1446) был инициатором нового движения в архитектуре. Ему принадлежит купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По своим размерам купол сопоставим с куполом Пантеона. Он имеет граненую форму и состоит из двух оболочек - внешней из красно-коричневой черепицы и внутренней - кирпичного каркаса, являющегося рабочей частью конструкции.
Когда в 1425 Брунеллески проектировал во Флоренции церковь Сан Лоренцо, то взял за основу схему раннехристианской римской базилики: легкая аркада, составленная из поднятых на импосты полуциркульных арок, и тех же, полуциркульных очертаний окон второго яруса; потолок кассетированный, колоннам аркад, решенным в коринфском ордере, соответствуют пилястры на боковых стенах. Ренессансному архитектору удалось передать "работу" ордерной конструкции, но созданное им здание выглядит более строгим и менее ярким, чем античные постройки, которые мог видеть Брунеллески.
При проектировании флорентийского палаццо Медичи Рикарди Микелоццо (1396-1472) осуществил перевод понятия "дворец" с архитектурного языка Средневековья на язык Возрождения. Подобно палаццо Веккьо, оно построено вокруг внутреннего двора, при украшении которого Микелоццо использовал коринфские колонны и полуциркульные арки. Обработка каждого из трех этажей разная: в нижнем - сильно выступающий руст, во втором руст лишь прочернен, поверхность стен верхнего этажа - гладкая. Сильный выступ классического карниза завершает здание. Хотя трактовка окон напоминает средневековую двухчастную, каждый из оконных проемов имеет обрамление, состоящее из коринфских колоннок и полуциркульной арочки.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) применил декоративный ордер с пилястрами и антаблементом для украшения каждого из этажей палаццо Руччелаи, построенного в 1451-1455. На фасаде церкви Сан Франческо в Римини использованы мотивы триумфальной арки Константина, находящейся в том же городе. Полуколонны усиливают игру светотени на фасаде. В церкви Сант Андреа в Мантуе (проект 1470) Альберти перекрыл главный неф цилиндрическим сводом, превратив боковые нефы в ряды капелл. Это здание, очень "римское" по духу, немного напоминает базилику Константина.
Флорентийские архитекторы стремились возродить римскую античность в самой ее сути, для чего было необходимо в первую очередь понимание римской архитектурной конструкции. Их современники из северной Италии гораздо больше интересовались архитектурной декорацией. Фасад Чертозы (картезианского монастыря) близ Павии, созданный по проекту Амадео и других во второй половине 15 в., имеет мало общего с римскими образцами. Однако гротески, завитки аканта, коринфские колонны и еще ряд мотивов декорации свидетельствуют об увлечении античностью.
Рим. В 16 в. роль главного художественного центра переходит от Флоренции к Риму. К началу столетия архитекторы уже прекрасно владели античными формами. В архитектуре римского палаццо Канчеллериа (1486-1495), одним из создателей которого был Донато Браманте (1444-1514), сделан следующий шаг после палаццо Руччелаи. Пилястры установлены на пьедестал, играющий роль аттика для находящегося ниже этажа. Темпьетто - маленькая часовня-ротонда, построенная Браманте в квартале Сан Пьетро ин Монторио, немного напоминает храм Сивиллы в Тиволи. Строгая колоннада тосканского ордера вместе с непрерывной лентой антаблемента кольцом окружает здание. Единственный элемент, не имеющий аналогии в древнеримских постройках, - высокий купол. В 1506 Папа Юлий II поручил Браманте работу над проектом нового собора св. Петра, предполагавшегося на месте одной из старейших раннехристианских базилик. Браманте остановил выбор на плане, в основе которого лежал греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Над средокрестием был задуман огромный купол, а над боковыми нефами - цилиндрические своды. Браманте хотел поставить купол Пантеона на базилику Максенция. После Браманте строительством руководили Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сангалло Младший и Микеланджело, при этом план здания каждый раз менялся. В конце концов был реализован проект, созданный Микеланджело на основе первоначального замысла Браманте.
Палаццо Фарнезе, построенное Антонио да Сангалло Младшим (1485-1546), характерно для римской архитектуры 16 в. Ордер использован здесь только для обрамления окон, а стену сверху оттеняет мощный вынос карниза. Примером североитальянской ренессансной постройки может служить здание библиотеки Сан Марко в Венеции (1536), построенное Якопо Сансовино (1486-1570). Венецианская архитектура отличается бульшей декоративностью, чем римская.
Франция. В 1494 французский король Карл VIII предпринял неудачную попытку завладеть троном Неаполитанского королевства. За первым походом последовали захват Милана и итальянские войны начала 16 в. Кроме военных экспедиций, были и посольства, и путешествия, во время которых французы получили возможность познакомиться с ренессансным искусством Италии. Людовик XII, а затем Франциск I стали активно приглашать итальянских художников в Париж и Фонтенбло. Во Франции провел последние три года своей жизни Леонардо да Винчи, но практически ничего там не создал. При Франциске I было развернуто масштабное строительство, в котором принимали участие как французские, так и приглашенные из Италии архитекторы.
В корпусе Людовика XII замка Блуа высокие кровли со слуховыми окнами, ажурный каменный парапет, очертания оконных проемов, членения фасада, напоминающие выступы контрфорсов, ничуть не похожи произведения ренессансной архитектуры Италии. В оформлении корпуса Франциска I появляются ренессансные черты. Подъем кровли все еще велик, однако пинакли, обрамлявшие в более ранней постройке окна, превращены в декоративные элементы - канделябры; появились коринфские пилястры, наложенные на поверхность стен и обрамляющие оконные проемы.
Постепенно французские архитекторы освоили основы ренессансной архитектуры и, базируясь на этих знаниях, создали собственный стиль. По заказу Генриха II Пьер Леско (ок. 1510-1578) начал перестройку Лувра. В крыле дворца, построенном по проекту Леско, ордер применен с полным пониманием его конструктивной роли. Приставные колонны создают сильные вертикальные акценты, в образовавшихся интервалах поставлены промежуточные пилястры. При всем богатстве архитектурного решения, включавшего декоративные статуи работы Гужона, здесь присутствует строгий порядок и ясность композиции, пришедшие на смену декоративной пышности стиля Франциска I.
Испания. В конце 15 и в начале 16 вв. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах. Стиль платереск, распространившийся в 16 в. в Испании, представляет собой сплав декоративных элементов поздней готики с ренессансными мотивами. Орнаментом мог быть покрыт весь фасад здания, как в церкви Сан Грегорио в Вальядолиде, или только отдельные его части, как в больнице Санта Крус в Толедо (архитектор Энрике де Эгас). К середине 16 в. страсть к украшению уступает место более строгому академическому стилю дворца Карла V в Гранаде (1526-1533). Здесь Педро Мачука использовал ордерные элементы для создания ясной и лаконичной архитектурной композиции.
Англия. В английской архитектуре этого времени господствовала готика. Итальянский мастер Пьетро Торриджано украсил скульптурными изображениями херувимов и ренессансными пилястрами готическое надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Его соотечественники создали терракотовые рондо с бюстами римских императоров для украшения дворца Хэмптон Корт, принадлежавшего кардиналу Вулси. Но если оставить в стороне декор, Хэмптон Корт представляет собой обычную готическую постройку. Новый ренессансный стиль едва ли мог укорениться на английской почве. Одной из главных причин этого является отсутствие собственной классической традиции (Франция исторически была более "романизирована", чем Англия: французские архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий в Италию, но и на своей земле). Проникновению ренессансных влияний из Италии в Англию препятствовали также политические и религиозные разногласия между двумя странами.



<< назад   начало   вперед >>