О компании Новости Услуги Портфолио Статьи Контакты Форум

Реклама



Главная | Словарь терминов - А - Архитектура 20 век

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 


Архитектура 20 век

- В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами. После 1917 развитие архитектуры западноевропейского общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, интересы правящего класса и его идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство дешёвых жилищ, которое должно было смягчить остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации - функционализм.
В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех западных стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии прагматизма. В слаборазвитых и колониальных странах функционализм причудливо сочетался с нарочитой экзотичностью колониального стиля.
Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций "органической архитектуры" породил её индивидуалистической крайности.
В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.
В европейской архитектуре конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как отражение конфликта между личностью и обществом. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий получили художественное осмысление архитектурных сооружениях.



<< назад   начало   вперед >>